на первый
заказ
Дипломная работа на тему: «Русская идея» в произведениях философов-эмигрантов в 20-30-е годы XX века
Купить за 600 руб.Введение
"Русская идея" - понятие, с помощью которого можно, следуя за философами XIX-XX столетий, объединить целую группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину развития российской культуры, в частности и в особенности философии. Но и на исходе нашего века и второго тысячелетия наблюдается новая вспышка интереса к ушедшим в прошлое спорам и к тем выдающимся мыслителям, которые в них участвовали. Ибо сходные темы и проблемы стали вновь волновать россиян и всех тех, кому небезразличны судьбы России.Именно "Русская идея" о судьбе России и будет являться предметом данного исследования.
Мы могли бы сегодня сказать о себе и нашем времени то, что писал видный поэт и философ России В. Иванов (1866-1949) в статье "О русской идее", опубликованной в 1909 г. в журнале "Золотое руно":
"Наблюдая последние настроения нашей умственной жизни, нельзя не заметить, что вновь ожили и вошли в наш мыслительный обиход некоторые старые слова-лозунги, а, следовательно, и вновь предстали общественному сознанию связанные с этими словами-лозунгами старые проблемы".
О каких же проблемах, "словах-лозунгах", говорили в начале века, и идет речь сегодня, когда употребляется объединяющее их понятие "русская идея"? Суммируя дискуссии, можно условно выделить следующие основные группы проблем и линий спора:
) Любовь к России, к Родине - характер русского, точнее, российского патриотизма. Патриотизм и критическое отношение к России, к российскому, значит, многонациональному народу, в частности к народу русскому - совместимы ли они? Патриотизм как пробуждение национального самосознания.
) Историческая миссия России и ее народа. Утверждение о русском народе-мессии, возрождение идеи о России как "Третьем Риме". Различия между "миссионизмом" и "мессианизмом".
) Исторический путь России, его своеобразие и его пересечение с путями других народов, стран, регионов:
а) Россия и Запад;
б) Россия и Восток. Россия как Евразия;
) Русская душа", или специфика национального характера русского народа.
) Своеобразие российской национальной культуры. Специфика российской философии. "Национальные" ценности и ценности общечеловеческие.
) Российская государственность. Специфика решения проблем свободы, права, демократии, реформ и революции в России. Особая социальная роль и ответственность российской интеллигенции.
Целью работы будет являться определение "русской идеи" в произведениях философов эмигрантов, заданного периода времени, т.е. 20-30-ые годы XX века. Для этого поставлены следующие задачи:
. Узнать социально-политические условия для развития философской мысли в России;
2. Разобрать отдельных авторов, которые писали по заданной тематике;
. Найти самобытность "русского идейного пути"
Ностальгические чувства, сложным образом перемешанные в мироощущении русских людей, оказавшихся после революции в эмиграции, будут интересовать в данной работе не с художественной или психологической, а с философской стороны.
С точки зрения того, на что они направлены, т.е. как рефлексия на тему России, занявшей центральное место в творчестве русских философов послеоктябрьского зарубежья, что будет являться объектом данного исследования. Ведь по-прежнему "белым пятном" является философская культура послеоктябрьской эмиграции, которая в течение десятилетий отбрасывалась в СССР как белоэмигрантская, что предопределило отрицательное отношение ко всем философам этого периода и их творчеству.
Оглавление
- Введение- Социально-политические условия для развития философской мысли в 20-30 годы XX века в России
- Идеи и взгляды философов о судьбе России .1 Русская идея Н.А. Бердяева
- Философское пробуждение Г.В. Флоровского
- История русской философии В.В. Зеньковского
- Основные черты русской нации в двадцатом столетии П.А. Сорокина Глава 3. Самобытность русского идейного пути
- Заключение
- Список источников и литературы
Заключение
Русская идея никогда не оставалась статичной. Она постоянно уточнялась духовными воителями нации, развивалась ими, впитывая чаяния и упования простых людей.Коренной пересмотр национальной идеи, ее кардинальное переосмысление невозможны в рамках данной нации. Замена национальной идеи невозможна потому, что для этого должен измениться состав нации, ее история. Смена общественно-политического строя не меняет глубинного смысла и содержания национальной идеи, ибо, как показывает история, подобного рода историческая трансформация в подавляющем большинстве стран происходит эволюционным путем, постепенно, в течение длительного исторического периода, на протяжении которого в нее вносятся необходимые поправки и дополнения. Изменение же общественно-политического порядка революционным или насильственным путем ведет, по необходимости, и к насилию над национальной идеей, ее грубейшему искажению и попранию.
Причем, прежде чем произойдет идейно-духовная контаминация, определенные политические силы стремятся осуществить насилие над многими представителями нации, т.е. пытаются в исторически короткий срок "пересоздать" человека, сформировать "новую личность", коей и навязать "новую", искусственно сфабрикованную идеологию. С помощью последней и насилуют вековую идею нации. Как показала новейшая история России, подобного рода рискованные упражнения с народом и его идеей добром не кончаются: они отбрасывают нацию и его духовную жизнь далеко назад. И тогда вновь возникает вопрос о сущности национальной идеи и способах ее воплощения.
Вопрос о специфике русской культуры и своеобразии философии России уже возникал в ходе предшествующего рассмотрения.
Как и в дискуссиях XIX в., в XX столетии, в ответах на очерченную совокупность сложнейших философско-исторических, политических, социологических, социально-психологических, культурологических, историко-философских, этических и эстетических проблем сформировались три основных подхода к "русской идее".
Сторонники первого подхода не просто ратовали за своеобразие "русского пути", но резко противопоставляли его траекториям исторического движения других народов. Предпочтительным историческим состоянием для России они считали изоляционизм. Вместе с тем именно они были склонны говорить не просто о миссии русского народа, сопоставимой с миссиями других народов: они считали его народом-мессией, народом-богоносцем - исходя из того, что православие объявлялось единственно истинным христианством. Подразумеваемой, а иногда и явно выражаемой предпосылкой этого подхода становилось резкое неприятие образа жизни, культуры, философии других народов неправославных вероисповеданий, а то и проклятия, посылаемые в адрес этих стран, народов, их религий.
Сторонники второго подхода, ни в коей мере не отрицая специфической миссии России и россиян в истории, специфики и даже уникальности "русского пути", "русской души" и культуры России, считали русский путь неотделимым от исторического развития, пути других народов, от развития цивилизации, от опыта всего человечества.
Сторонники третьего подхода, считая первый подход скорее воскрешением славянофильства, а второй - западничества XIX в., призывали подняться над этими ушедшими в прошлое идейными крайностями, учесть уже приобретенный исторический опыт, а также характер новой эпохи, принесшей с собой и новые линии дифференциации, и еще более мощные объединяющие, интеграционные тенденции. Вот почему в спорах о "русской идее" не принимали участие или мало в них включались некоторые видные деятели русской культуры, в частности философы. Ибо они считали такие споры устаревшим, из политических соображений реанимируемым духовным феноменом. Но так уж случилось, что интерес к "русской идее" в XX в. был и остается весьма характерным для российской философии, все равно, развивалась ли она на родной почве или за рубежом, после вызванной революцией эмиграции. Этот интерес особо усиливался в кризисные времена отечественной истории. В частности, спор возобновился, когда на рубеже XIX-XX вв. некоторых интеллектуалов России - а они-то ведь и спорили о русской идее - испугал стремительный рост российского капитализма, приведший к пересмотру укоренившихся идей, традиций, всего уклада медленно развивавшейся "патриархальной" России.
Культурология и историография, созданные философами русского зарубежья, приходят в качестве важного, существенного дополнения, без которого невозможно понимание своеобразия и цельности нашей национальной культуры и национальной духовности. Такое понимание предполагает и целостный подход к освоению истории нашей культуры, так как восприятие всего богатства духовных ценностей лежит в основе нужного всем сегодня цивилизованного отношения к этим ценностям.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской философской мысли конца XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре - М., 1990.2. Березовая Л.Г. Культура русской эмиграции 20-30-ых годов XX века - М., 2009.
. Вехи: сборник статей о русской интеллигенции - М., 2007.
. История философии: Запад - Россия - Восток (книга третья, философия XIX-XX веков) - М.,1992.
. Маслин М.А. О России и русской философской культуре - М., 1990.
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год