Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Советская культура в период оттепели и застоя. Оттепель в советской культуре

Купить за 600 руб.
Страниц
53
Размер файла
55.11 КБ
Просмотров
408
Покупок
2
Актуальность. Главное событие в послевоенный период как отечественной, так и всемирной истории - прекращение существования СССР как единого государства, крах социалистической идеологии. Причины

Введение

Актуальность. Главное событие в послевоенный период как отечественной, так и всемирной истории - прекращение существования СССР как единого государства, крах социалистической идеологии. Причины распада Советского Союза, крушение его государственности и идеологической основы, весьма разнообразны.

В целом комплексе причин можно отдельно выделить духовную составляющую. Важное место здесь занимают сложные взаимоотношения власти и общества, культуры и идеологии, государства и личности; обострение противоречий в этой сфере усилили общий кризис советской системы.

Исследование процессов, приведших к гибели великую державу, имеет сегодня не только историческое, но и практическое значение. В России исторически государство выступает становым хребтом, подменяя собой гражданское общество, таким образом, власть, общественный строй, идеология детерминируют направление развития любой сферы, в том числе и культуры.

Понятия идеология и культура находятся в тесном и сложном взаимодействии. Через идеологию в культуру входят социальные интересы, формируя социальный заказ и многообразие культурных систем, подсистем и в социальном времени, и в социальном пространстве. Диалектическая связь идеологии и культуры не совсем очевидна, однако она реально существует, так как на идеологию и культуру власть возлагает схожие функции, а именно, создание и трансляцию определенной системы ценностей.

Культура определенно нуждается в поддержке общества и государства, которую и получает через культурную политику данного государства. В советский период государство осуществляло разработку и проведение культурной политики преимущественно в виде партийного руководства литературой и искусством. Культура и искусство здесь рассматривались как фактор воздействия на формирование личности. Советская культура была призвана выполнять определенный социальный заказ: транслировать на общество партийные директивы, а также выполнять функцию по формированию личности строителя коммунизма.

Различные аспекты государственной политики в области идеологии и культуры находили отражение в советской действительности, советском обществе. В рамках этой проблемы - исследование процесса взаимодействия и, в какой-то степени, противодействия власти и интеллигенции, власти и общества, определение степени и масштаба вмешательства власти в духовную жизнь общества, особенности эволюции культуры, возможности преодоления системного кризиса в области идеологии, что является весьма актуальным для современной историографии.

В отечественной историографии советского периода сущность и механизм проведения государственной политики в области культуры, механизм идеологического оформления "культурного продукта" находились вне зоны изучения, многие факторы, имеющие значение для исследования в этой области, замалчивались.

История советского государства и общества в последние десятилетия советского строя насыщена важными политическими, культурными и общественными событиями. Ненаучное, стереотипное, упрощенное определение этого периода как "застойного" несет в себе определенный политический контекст и не раскрывает в полной мере его содержание.

Зарубежные исследователи этого периода признают, что послесталинский период - это время постепенной трансформации тоталитаризма и аргументируют этот тезис плодотворным развитием культуры. "Культурное развитие в Советском Союзе с 1970 по 1985 г. может быть описано как переходный период от культуры управляемой, стабилизирующей систему, во многом берущей художественную интеллигенцию под опеку, к культуре диалогической, самоуправляемой, которая все больше освобождается от культурно-политического администрирования".

Важным фактором интеграции советской культуры в мировое культурное пространство можно считать участие СССР в гуманитарных и культурных проектах, ратификацию международных документов, в той или иной степени отражающих политику в области культуры. В этом ряду - Всеобщая декларация прав человека, Всемирная конвенция об авторском праве, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и другие международные документы.

Таким образом, политика КПСС и советского государства в сфере культуры хоть и представляла собой систему партийного руководства культурой, сложившуюся на основе марксистской теории и практики культурного строительства в условиях однопартийности и жесткого идеологического диктата, должна была отражать реалии нового времени и международные нормы.

Импульс для детоталитаризации и десталинизации советского общества был дан в "хрущевское десятилетие", в историографии получившее определение "оттепель". Советское общество становится более открытым, в стране проводятся международные мероприятия гуманитарного и культурного значения, при которых неизбежны широкие контакты советских людей и иностранцев, взаимообогащение, прежде всего, в культурной сфере.

Противостояние власти и общества неизменно сопутствовало российской государственности на различных этапах ее развития. Это обусловлено многими факторами и имеет глубокие исторические корни. Противостоянием в определенном смысле можно считать и отношения между официальной идеологией и прогрессивной культурой. В рассматриваемый период сложившиеся реалии развития советского общества свидетельствуют, по нашему мнению, не столько о противостоянии, антагонизме этих важнейших аспектов духовной жизни, но взаимовлиянии, взаимодействии.

Важным фактором изменений в советском обществе явилась и научно-техническая революция. В условиях НТР резко возрастает роль и функция науки как социальной силы. Тогда же существенно изменяется значение личности в производстве, зависимость результатов труда, итогов производственной деятельности от "человеческого фактора": образования работника, его опыта, психологического комфорта, материального обеспечения, досуга и пр. В прежние периоды советской истории, когда население имело, в основном, начальное и незаконченное среднее образование, не были развиты средства телекоммуникации, можно было в определенной степени влиять на общественное сознание, манипулировать им, эксплуатируя лучшие человеческие качества: патриотизм, трудолюбие, честолюбие и другие. В 1965-1985 гг. советское общество эволюционирует: трансформируется социальная структура, повышается образовательный уровень, культурные потребности советских граждан, среди источников информации на первые позиции выдвигается телевидение, появились альтернативные источники информации, что сделало манипулирование массовым сознанием довольно затруднительным. Принимая во внимание тезис о функционировании советской идеологии как технологии манипулирования общественным сознанием можно предположить, что насущной задачей правящейпартии должно было стать моделирование идеологической стратегии, гуманитарный поиск. Однако этого не произошло, более того, партия посредством традиционных инструментов пытается поддержать в обществе устаревшие, непопулярные идеи и теории.

При исследовании проблемы взаимоотношения идеологии и культуры в советском обществе необходимо учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, эти отношения находились под прессом исторических традиций, когда идеология сохраняла примат во всех сферах жизни общества и государства, подчас подменяя собой национальную идею. Во-вторых, для освещения взаимоотношений идеологии и культуры в новом для современной отечественной историографии ракурсе, необходимо не только использование вновь открытых источников и историографии, но и, несомненно, освобождение от штампов, стереотипов в сознании исследователя. Избранная тема актуальна и с той точки зрения, что позволяет проследить основные направления государственной политики в области культуры на протяжении нескольких десятилетий. Исследование данной темы дает основание для комплексного освещения вопросов, которые до сих пор были отражены лишь в рамках узкой специальной литературы, или мало исследованы, или не исследованы вообще. Между тем, устраняя несоответствие в степени научной разработки отдельных аспектов, можно по-новому посмотреть на проблему в целом.

Актуальность данного исследования определяется, таким образом, и потребностями самой исторической науки, так как до настоящего времени эта область была разработана недостаточно, не стала предметом комплексного изучения в рамках выбранного хронологического периода.

Целью исследования является комплексный научный анализ истории государственной политики в идеологии и культурной сфере в 1965-1985 гг.

Реализация цели достигалась поэтапным решением следующих задач:

- раскрыть особенности процесса эволюции советского общества в исследуемый период, изменения социальной структуры, уровня жизни, образования, культуры, потребностей советских людей;

- рассмотреть основные направления партийно-государственной политики в области культуры, механизм ее реализации и степень влияния на духовную жизнь советского общества;

- раскрыть механизмы взаимовлияния идеологии и культуры в советском обществе, обозначить элементы взаимодействия и противостояния в этой сфере;

- исследовать особенности развития советской культуры в данный период, выделить и обосновать этапы эволюции советской культуры.

Оглавление

- Введение

- Советская культура в период оттепели и застоя . Оттепель в советской культуре

- Культурная политика в период оттепели

- Общая характеристика советской культуры периода застоя

- Культурная политика периода застоя

- Диссидентство и многообразие его течений

- Художественная культура периода застоя

- Народное образование и высшая школа

- Система образования

- Система коммунистического воспитания

- Массовая и официальная культура Выводы

- Отечественная культура и перестройка . Социокультурная ситуация в СССР в 60-70-е гг

- Общие условия развития культур

- Образование

- Уровни образования

- Система коммунистического воспитания

- Наука

- Основные тенденции в литературе и искусстве

- 1 Литература

- Кино

- Театр

- Музыка

- Скульптура и живопись

- Архитектура

- Контркультура Выводы

- Заключение

- Список используемой литературы и ссылок

Заключение

. Процесс развития отечественной культуры в 60-е - начале 80-х гг. характеризовался противоречивостью и двойственностью.

. Творческий потенциал культурной элиты страны был направлен на развитие литературы, искусства, образования, отстаивание гуманизма и демократии, развитие международных контактов. Достижения отечественной науки тех лет в различных областях составили основу научно-технического прогресса СССР. Научно-технический потенциал СССР был весьма мощным и занимал второе (после США) место в мире.

. Появились широкие возможности приобщения к достижениям отечественной и мировой культуры у рядовых граждан страны. На эти годы приходится пик посещаемости кинотеатров, музеев, выпуска печатной продукции. Наблюдается устойчивый рост художественно-творческой активности населения, реализуемой в клубных формах любительской деятельности.

. Вместе с тем сохранявшиеся административно-командные методы управления, остаточный принцип финансирования культуры, элементы двойной морали в обществе вели к духовному кризису, отставанию нашей страны в ряде областей науки, к падению уровня образования и ограничению творческой самостоятельности художественной интеллигенции.

. Усиление идеологического пресса в различных сферах культурной жизни вызвали отток из страны значительной части интеллектуальных и творческих сил.

Заключение

Исторически период 1965-1985-х гг. - это заключительные десятилетия существования советской империи и ее основы - социалистической идеологии. Этот период насыщен событиями в экономической, политической и духовной области.

Эволюционирует советское общество: повышается образовательный уровень и культурные потребности населения; советские люди не хотят довольствоваться аскетичным минимумом, как в сфере потребления материальных благ, так и в духовной сфере. "Культурный продукт" становится предметом неудовлетворенного спроса наряду с дефицитом качественных товаров и услуг.

Повышается уровень информированности людей, на главные позиции в качестве источника информации выдвигаются радио и телевидение, появляются альтернативные, неподцензурные источники информации: "радиоголоса", "самиздат", "тамиздат".

Импульс для раскрепощения общественного сознания был дан в хрущевское десятилетие. После XX съезда КПСС и начавшегося процесса реабилитации общество медленно преодолевает страхи, догмы, стереотипы, еще медленнее меняется общественное сознание. Возврат к старому теперь воспринимается крайне болезненно, имевшие место попытки в конце 1960-х годов реанимировать сталинизм вызывают открытый протест части интеллигенции, приводит к появлению диссидентства.

Острая реакция научной и творческой общественности на события внутренней и внешней политики болезненно воспринимаются властью, которая использует для подавления инакомыслия весь спектр силовых методов.

Властная элита, возможно, осознает, что кризисные явления (все более отчетливые) связаны, в важной степени, с кризисом идеологии. Главное направление развития советского общества (не только декларированное, но для многих, для большинства - реальное) - поступательное движение к светлому будущему, теряет свою актуальность. Потеря прежнего ориентира - строительства коммунизма, его подмена на расплывчатую цель - создание развитого социалистического общества, люди интуитивно связывают с размыванием идеологической парадигмы, которая для идеократического государства в течение десятилетий была основой конструкции.

Игнорируя предложения оппозиции, представленной немногочисленными диссидентами, власть теряет возможность реанимировать социализм как идеологию, реставрировать социалистическую теорию по образцу западной социал-демократии.

Наиболее ярко проявились в 1965-1985 гг. деформации социалистической идеологии в культурной сфере. В этот период советская художественная культура интегрируется в мировое культурное поле, востребована и высоко оценена: расширяются рамки культурного обмена, гастрольной деятельности как советских, так и зарубежных деятелей культуры. В этих условиях существование искусства в узких рамках социалистического реализма было весьма сложно. В культурной сфере проявлялся плюрализм форм, методов и способов творческого самовыражения, именно здесь идеологические рамки все более расширялись, несмотря на идеологический диктат и репрессии власти.

Для отечественной культуры период 1965-1985 гг. - эпоха расцвета, пожалуй, высшая точка развития для всего советского периода. Постепенное возвращение творчества раннее запрещенных авторов, культурного наследия русской эмиграции, знакомство с современным зарубежным искусством, культурные контакты, рождение нового поколения художественной интеллигенции, появление альтернативных источников информации, - все это расширяло культурное пространство, в котором жило советское общество, способствовало размыванию его идеологического единства, восстановлению культурной преемственности. Безусловно, небольшая по численности группа творческой интеллигенции оказывала серьезное влияние на атмосферу в обществе.

Вместе с тем, советское общество 1965-1985 гг. - общество конформистов, общество во многом, "двойной морали", жизнь которого осуществляется по особым "правилам", известным всем. Идеологическое единство советского общества - иллюзия, отсюда попытки правящей партии обозначить единую цель, единое направление движения были обречены на провал. На определенном этапе развития идеократическое государство утратило идеологическую константу, которая на протяжении десятилетий была основой конструкции, своеобразным материковым шельфом. В итоге - крах советской государственности и социалистической идеологии.

Список литературы

Художественный процесс 60- 70-х гг. в области литературы отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Благодаря хрущевской "оттепели" установилось своеобразное равновесие сил между властью и творческой интеллигенцией. В 60-е гг. либерально-демократические силы страны объединились вокруг литературно-публицистического журнала "Новый мир" во главе с его редактором А. Т. Твардовским. Стали доступны

некогда запрещенные произведения М. А. Булгакова ("Мастер и Маргарита"), Б. Л. Пастернака ("Доктор Живаго"), хранившиеся в закрытых фондах произведения А. П. Платонова, О. Э. Мандельштама и др. Читатель познакомился с книгами Вен. Ерофеева "Москва - Петушки" (1969), А. Г. Битова- "Пушкинский дом" (1971). В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области литературы стали М. А. Шолохов (1965), А. И. Солженицын (1970), И. А. Бродский (1987).

Основные направления в литературе. В художественной культуре нашли отражение новые явления и тенденции в социально-экономической жизни людей, их образе жизни и быта.

В произведениях деятелей советской литературы 60-70-х гг. получила дальнейшее развитие тема "советского человека". В центре внимания писателей оставалась также тема Великой Отечественной войны. Авторы (А Б. Чаковский, А. А Ананьев, В. В. Быков, Ю. В "Волчья стая", "Обелиск", "Знак беды". Бондарев, В. В. Карпов, Б. Л. Васильеви др.) - сами в большинстве участники войны - помимо темы боевых действий поднимали в своих произведениях такие гуманистические проблемы, как ценность человеческой жизни, судьба простого солдата на войне, правдиво и достоверно описывая происходящие события.

Одно из ведущих литературных направлений этих лет получило название "деревенская проза". В ней был поднят ряд общечеловеческих и социально-исторических вопросов, раскрывались своеобразные черты русского национального характера. В произведениях (В. Астафьев "Последний поклон", В. Распутин "Живи и помни", В. Белов "Привычное дело", М. Потанин "На чужой стороне", произведения В. Шукшина) В.Овечкина, Ф. А. Абрамова, Б.А Можаева, выражался протест против отчуждения человека от земли, раскрестьянивания деревни и разрушения крестьянского быта.

Многие социальные и психологические проблемы (экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах) поднимались в 70-е гг. в "городской прозе". Ее связывают в первую очередь с именем писателя Ю. В. Трифонова. В традициях "городской прозы" писали также А Г. Битов, В. В. Конецкий, А. А. Ким, В. С. Токарева, Н. Садур, Ю. М. Поляков и др.

Потеря веры в будущее, в возможность социальных преобразований, драматизм внутреннего мира - характерные черты литературы 70-х. Трагический финал становится почти нормой. Тревожно звучат произведения о молодежи, утратившей социальные и моральные ориентиры.

Очень остро отреагировала на "похолодание" поэзия. Поэтический бум прошел, новые стихи долго доходили до читателя. Главными темами становятся размышления о душе и вселенной, связи земного и небесного, об образе человека перед лицом мироздания, о жизни и смерти. В стихах звучит тревога о том, что человек оказался в духовном вакууме, он больше не слышит природу, привык только брать, не придавая особого значения созиданию. Поэзию поспешили обвинить в мистицизме и пессимизме. Она подвергалась особому идеологическому контролю.

Двойной стандарт выручал и здесь: в оригинале - одно, для печати - другое. А. Вознесенский в сборнике вместо "Пастернак тебя взял на премьеру" печатает "Твой кумир тебя взял на премьеру". Стихи, посвященные реанимации В. Высоцкого после его первой клинической смерти, назвал "Реквием оптимистический по Владимиру Семенову, шоферу и гитаристу". На вечерах, среди друзей поэт читал так как было в оригинале.

Не случайно, в удушливой атмосфере запретов расцветает авторская песня. Булат Окуджава и Владимир Высоцкий, заявившие о себе еще в годы "оттепели" надолго, без преувеличения, стали кумирами всего населения страны. Их произведения были наполнены свободой духа, уводили от унылой картины современной жизни.

В. Высоцкий, "шансонье всея Руси", как назвал его А. Вознесенский, прекрасный актер театра и кино, создал тысячи песен, разных по жанру и по тематике. Это песни о войне, о спорте, о людях мужественных профессий. Часто они приближались к маленькому спектаклю и звучали так достоверно, что автора принимали за шофера, летчика, участника войны (Высоцкий родился в 1938 г.).

Большой популярностью пользовались сатирические песни В.Высоцкого. В них не только смех, но и сочувствие, а часто ощущение безысходности, замкнутого круга: "Домой придешь - там ты сидишь" ("Диалог у телевизора"). Автор часто почти напрямую или через аллегории критикует существующие порядки, с болью говорит о человеке, воспитанном на запретах, мечтает, что общество сможет вырваться из этого порочного круга.

Исследователи говорят, что 70-е годы были особо богаты на запретительство. Литераторы сопротивлялись отчаянно, достаточно вспомнить историю "Нового мира" во главе с Твардовским, ставшего центром притяжения всех демократических сил в литературе. Увеличился пласт произведений, не увидевших свет. Они появлялись сначала в "Самиздате", позже в "Тамиздате" и таким образом доходили до читателя (издаются за рубежом романы и повести В. Гроссмана, А. Солженицына, Г. Владимова).

Часто авторы трудились просто "в стол" (Дудинцев, Рыбаков). Одних исключают из Союза писателей, других выдворяют из страны, лишая гражданства, третьих "подлечивают" в психушках. "Кому это нужно?" - задает вопрос В. Некрасов (автор "В окопах Сталинграда") униженный гораздо более в брежневские времена, чем в 1947 году. - … С кем же мы останемся? Ведь следователи из КГБ не напишут нам ни книг, ни картин, ни симфоний".

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
53
Размер файла
55.11 КБ
Просмотров
245
Покупок
2
Советская культура в период оттепели и застоя. Оттепель в советской культуре
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram